Отдыхающих в санаториях - только 4% россиян, а могли бы - 14%

В 2017 году объем рынка санаторно-курортных услуг в России может возрасти на 4-5% и составить около 125-126 млрд рублей. Такой прогноз сделали эксперты Российской ассоциации медицинского туризма. По их данным, сегодня только 4% россиян пользуются услугами санаториев, хотя реальный размер целевой аудитории - 14% населения.

Эксперты Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ) проанализировали динамику роста рынка санаторно-курортных услуг за последние три года и сделали прогноз на следующий год. Так, в 2014 году объем рынка вырос на 1,6%, а в 2015 году - уже на 2,8%. За этот год показатель увеличился еще примерно на 4%. Как отмечают эксперты, благодаря увеличению средней цены на санаторные и гостиничные услуги, объем рынка в денежном эквиваленте составил в 2014 году 110 млрд рублей, в 2015 году – примерно 116 млрд, а в 2016 году – чуть более 120 млрд руб. В наступающем 2017 году также прогнозируется рост на 4-5%, а объем рынка может достичь 125-126 млрд рублей.

Как отмечают в АОММТ, увеличение объемов рынка санаторно-курортных услуг, в первую очередь, можно связать с нестабильным положением рубля, курсовой разницей, а также с такими внутренними факторами, как обновление кадрового состава в санаториях, куда приходят на работу молодые управленцы, внедряются системы оптимизации бизнес-процессов, применяются интернет-технологии, вкладываются средства в ремонт, в обновление номерного фонда, а также в расширение инфраструктурных объектов — строятся новые корпуса, спортивные бассейны, тренажерные залы.

Несмотря на рост числа отдыхающих в санаториях, эксперты говорят, что сегодня такими услугами пользуется только 4% россиян - примерно 7 млн человек в год, хотя в советский период там ежегодно отдыхали почти 60 млн человек. Реальный же размер целевой аудитории на сегодня около 14% населения или 19-20 млн человек в год. Меняется и «портрет» гостей санаториев. Если 7-10 лет назад можно было сказать, что основная масса поправляющих свое здоровье – пенсионеры, то сегодня в санатории ездят и молодые пары (30-40 лет), семьи с детьми, топ-менеджеры и предприниматели.

- Российский рынок санаториев – по-своему уникальное явление, которое практически нигде не встретишь, - комментирует президент Российской ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко. – Заграничные санатории – это, скорее, курорты, которые предлагают СПА-процедуры и массажи, но никак не серьезное медицинское лечение под наблюдением врача. Мы этим выгодно отличаемся от всего того, что представлено на глобальном рынке, и это преимущество должно быть для нас «локомотивом» на пути привлечения дополнительного потока гостей, в том числе, среди иностранцев. Если за последние 15 лет рынок платных медицинских услуг вырос на 315%, то рынок санаторно-курортных услуг – всего на 24%. Это говорит о том, что у данного сегмента есть огромный потенциал к росту и колоссальный простор для развития.

По оценкам Всемирной туристической организации ООН, Россия занимает 5-е место в мире среди стран по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма, но по реализации этого потенциала находится на 59-й строчке.

По данным Минздрава сегодня в России 1875 санаториев, из них 33% - государственные и муниципальные, и 67% - частные. Внешние продажи путевок составляют от 20% до 80%, остальные могут предоставляться льготникам, а также работникам некоторых государственных ведомств и управлений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий