Подделки ультрапастеризованного молока

«Общественным контролем» было проверено 15 пачек ультрапастеризованного молока из магазинов Петербурга, 4 из которых оказались подделками. Среди них — два образца от двух изготовителей под частными марками торговой сети «О’Кей».




Пять из 15-ти образцов ультрапастеризованного молока не прошли проверку в испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА» по заданию «Общественного контроля». Четыре образца были признаны фальсификатом - в них эксперты обнаружили примеси жиров немолочного происхождения, еще один образец не соответствовал требованиям сразу по трем показателям: массовая доля белка, массовая доля жира и СОМО – массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка.

Так, образцы ультрапастеризованного молока под частными марками торговой сети «О’Кей» («То, что надо!» и «V») сразу двух производителей (ООО «Молодел», Московская обл. и АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», республика Татарстан) оказались фальсифицированы жирами немолочного происхождения. В молоке из Татарстана («То, что надо!») молочный жир в жировой фазе не превышал 76%, а в молоке из Московской области («V») - превышал 85%. Остальная часть жировой фазы обоих образцов была представлена жирами немолочного происхождения.

- В протоколе указано, что содержание молочного жира в жировой фазе превышает, например, 85%. Именно такую формулировку предусматривает ГОСТ, которым мы руководствуемся при составлении заключения, – объясняет заместитель начальника лаборатории «ПЕТЭКС» Валерий Тимофеев. – Но потребителя это не должно вводить в заблуждение – перед нами фальсификат, поскольку жировая фаза настоящего молока на сто процентов должна содержать молочный жир коровьего молока.

Страдает молоко торговой марки «То, что надо!» и от дефицита белка. Результаты проверки показали, что в образце из Татарстана он находится на уровне 2,42% вместо 3% (норма, предусмотренная ГОСТом).

Как отмечают в «Общественном контроле», молоко под частными марками сети «О’Кей» второй год подряд попадается на фальсификации. В прошлом году проверку не прошел образец ультрапастеризованного молока «То, что надо!», изготовленный ОАО «Саратовский молочный комбинат», - содержание в нем молочного жира в жировой фазе не превышало 46%. В этом году сеть «О’Кей» отказалась от услуг Саратовского молкомбината по выпуску молока под собственной торговой маркой, отдав предпочтение двум другим изготовителям. Между тем, Саратовский молкомбинат, покинув полки магазинов «Окей» после прошлогодней проверки «Общественного контроля», «перешел» к конкуренту (в «Карусель») и стал лить качественное ультрапастеризованное молоко уже под собственной торговой маркой этой сети – «Аппетитно круглый год». Причем, в апреле этого года теперь уже качественное молоко продавалось на три рубля дешевле за 1 л, чем фальсификат в «Окее»: 51,99 руб. вместо 53, 99 руб.

Еще один фальсификат согласно протоколам испытаний - молоко «Любаня из Кубани» от ООО «МолПромКубань» (образец куплен в магазине «Сезон» на пр. Маршала Жукова, д. 30), Проверка показала, что жировая фаза кубанского молока на 95% состоит из жиров немолочного происхождения, а молочного жира в жировой фазе менее 5%. Кроме того, белка в образце оказалось всего 2,6% (норма – 3%), также не дотянул до нормы «не менее 8,2%» и такой показатель, как СОМО.

– В какой-то степени показатель СОМО позволяет определить натуральность молока, – объясняет профессор кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Татьяна Пилипенко. – Если СОМО конкретного образца отличается от нормы, заложенной в ГОСТе, то косвенно можно предположить, что молоко фальсифицировано. Образно говоря, этот показатель – звоночек, сообщающий, что, возможно, перед нами подделка.

Огорчила проверяющих и продукция из Белоруссии. Так, молочный жир в жировой фазе образца молока «Славянские традиции» (ОАО «Минский молочный завод № 1», приобретен в магазине «Семишагофф» на пр. Маршала Жукова, д. 30), согласно протоколу испытаний, превышал 85%, что свидетельствует о фальсификации продукта жирами немолочного происхождения.

- Это раньше считалось, что фермерские продукты и продукты из Белоруссии самого высокого качества. Сейчас, увы, не так. Некоторые фермерские хозяйства активно занимаются фальсификацией, используя различные заменители молочного жира, – говорит Татьяна Пилипенко. – Сегодня изготовители нередко добавляют в натуральное молоко сухое обезжиренное и не сообщают на этикетке, что молоко частично или полностью восстановленное. Также могут использовать молочную сыворотку, которая стоит дешевле сухого молока. Если СОМО высокое – это как раз повод предположить, что продукт произведен с использованием сухого молока или сыворотки, – говорит Татьяна Пилипенко.





В образце ультрапастеризованного молока торговой марки «Белый медведь» (ООО «Экомол», Московская обл., образец приобретен в магазине «Семишагофф» на пр. Маршала Жукова, д. 30) жировая фаза полностью состояла из молочного жира, однако, эксперты обнаружили другие показатели, говорящие о возможной подделке: жира в нем всего 1,9% вместо 2,5%, белка 2,14% вместо 3% (норма по ГОСТу), СОМО – 7,4% (норма по ГОСТу – «не менее 8,2%»).

– Когда у молока столь низкие показатели жира, белка и СОМО, первое, что мне приходит на ум - оно изначально разбавлено, – говорит заведующая кафедрой технологии молока Института холода и биотехнологий Университета ИТМО, профессор Людмила Забодалова. – Конечно, весной молоко объективно содержит меньше белка, известно даже, что оно в это время не используется для производства сыра – продукта с высоким содержанием белка, но на то и существует ГОСТ, чтобы производители его соблюдали, а не кивали на плохое сырье.

Согласно протоколам испытаний лаборатории «ПЕТЭКС», полностью соответствуют ГОСТу ультрапастеризованное молоко 10 торговых марок: «Клевер» («Пискаревский молочный завод», г. Санкт-Петербург), «Каждый день» (УК «Просто молоко», Республика Татарстан), «365 дней» («Милком», Республика Удмуртия), «Белый город» (филиал ОАО «Белгородский молочный комбинат», Свердловская обл.), «Круглый год» («Саратовский молкомбинат»), «Сарафаново» (Республика Беларусь), «Красная цена» (Республика Татарстан), «Снежок» (г. Великий Новгород), «Лианозовское» (Владимирская обл.) и «Молоко Во!» (Нижегородская обл.).



Материалы проверки общественники направили в петербургское управление Роспотребнадзора для проведения внеплановых проверок в отношении нарушителей.

Справка

По словам начальника отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей Центра контроля качества товаров (продукции), работ и услуг Ларисы Шаповаловой, молоко в зависимости от режима термической обработки подразделяют на пастеризованное, топленое, стерилизованное, ультрапастеризованное. Ультрапастеризация (нагревание молока на 1-2 секунды до температуры 135-150 градусов и быстрое охлаждение до 4-5 градусов) – это процесс термической обработки для продления срока годности продукта питания. Как пояснила специалист, в отличие от пастеризации, после которой в молоке всё же остаются некоторые термостойкие бактерии и их споры, ультрапастеризация происходит при более высокой температуре, что позволяет полностью уничтожить бактерии, но сохранить в молоке все полезные вещества, так как обработка длится всего несколько секунд. Ультрапастеризация в незначительной степени изменяет органолептические свойства молока, поэтому его цвет, вкус и запах практически не отличаются от привычного пастеризованного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий